Форум Электротехника. Бизнес-стратегия 2015

Пятая часть россиян будет работать удаленно к 2020 году

К 2020 году 20% рабочих мест в России будут виртуальными, сказано в исследовании J’son & Partners Consulting, сделанном по заказу сервиса «Битрикс24». Переход на «удаленку» сэкономит работодателям более 1 трлн руб

Число сотрудников, удаленно работающих в России, в 2014 году составило около 2,53 млн человек против 2,3 млн в 2013 году, оценили специалисты J'son & Partners Consulting. Всего в России в прошлом году численность работающего населения составила около 68 млн человек, по данным Федеральной службы государственной статистики. Получается, что доля удаленно работающих сотрудников в прошлом году не превысила 4%.

Однако к 2020 году эта цифра вырастет до 20%, прогнозирует исследовательская компания J'son & Partners Consulting. А совокупная экономия от перехода на удаленную работу превысит 1 трлн руб. Для сравнения: эта цифра вдвое превышает текущий объем всего российского IT-рынка, который Минэкономразвития оценивает в 698 млрд руб. по 2014 году.

Опрос J’son & Partners Consulting, в котором приняли участие 315 руководителей из разных компаний в 15 регионах страны, показал, что в России более 40% фирм работает с удаленными сотрудниками. Доля крупных компаний (с числом работников более 250 человек) среди них составляет около 36%, а в Москве и Санкт-Петербурге — 41%. Больше всего удаленных сотрудников задействовано в ритейле, телекоммуникационной отрасли, промышленных, строительных и IT-компаниях.

Аналитики J'son & Partners Consulting считают, что сегмент дистанционной занятости сейчас растет в силу ряда причин: этому способствует повсеместное распространение широкополосного доступа в интернет, видеоконференций и «облачных» сервисов. Подобные инструменты дают возможность организациям существенно сокращать издержки, создавать дополнительные конкурентные преимущества и привлекать высококвалифицированных сотрудников, для которых возможность работать удаленно из любого удобного им места является бонусом, говорится в отчете.

По подсчетам аналитиков, каждый сотрудник, начинающий работать удаленно и обеспеченный необходимыми условиями (компьютером, программами и т.д.), будет приносить экономике компании 170 тыс. руб. ежегодно. Совокупный экономический эффект от дистанционной работы в России уже составляет 68 млрд руб. в год. Эта сумма складывается из четырех факторов: отсутствие необходимости тратить время на дорогу до офиса (22 млрд руб.), доступ к рабочему месту даже в период больничного отпуска (5 млрд руб.), экономия на содержании офисного места (38 млрд руб.) и снижение затрат на оплату труда за счет найма сотрудников из регионов (3 млрд руб.).

Директор по исследованиям HeadHunter Глеб Лебедев считает, что к 2020 году количество вакансий, предлагающих удаленную работу, достигнет примерно 6-8% от общего числа. В 2010 году доля таких вакансий была 0,56%, а в 2015 году она увеличилась до 4,05%, по данным компании. «Большой вопрос, когда рост числа вакансий, предлагающих удаленную работу, замедлится. Думаю, это произойдет, когда доля подобных вакансий достигнет уровня 12-15%, то есть лет через семь, не раньше», — прогнозирует Лебедев. При этом развитие технологий значительно подстегивает спрос на удаленную занятость: сейчас так работать намного проще, чем в 2010 году, подчеркнул эксперт.

Александр Абакумов, консультант практики «IT & Телеком» рекрутинговой компании Hays в России, считает, что доля в 20% удаленных сотрудников к 2020 году это не тренд, а естественное развитие экономики. Но конкретная доля виртуальных рабочих мест будет зависеть от того, какие законы будут приняты в России к этому времени, добавил он. Может быть принят закон, который ускорит или, наоборот, замедлит рост числа удаленно работающих сотрудников, отметил Абакумов. Например, закон «О персональных данных» уже привел к тому, что работодателям приходится нанимать новых сотрудников для работы на территории компании с базами данных, которые раньше хранились за пределами России, поясняет эксперт.

Смотрите также:

Илья Балахнин: «Как я продавал 6-7 фрезеровочных станков в месяц через Facebook»

Работающие инструменты продвижения В2В-компании в Facebook, Вконтакте, Twitter и др.

Google запускает рекламный функционал для отслеживания покупок на различных сайтах и устройствах

Google запускает атрибуцию (attribution) для всех цифровых рекламных кампаний, вне зависимости от того, работают ли они на сайтах Google или нет.

Россияне совсем перестали замечать кризис

Однако кризисные явления - увольнения и рост цен - никуда не делись

О долларе за 50 рублей мечтают только утописты из 90-х

Сколько рублей даст Улюкаев за доллар в конце года?